вторник, 24 сентября 2013 г.

"Завтра была война"

Борис Васильев "Завтра была война"

Б.Васильев-Завтра была война
     Предупреждаю сразу: читаю книгу во второй раз. До этого ее читала около трех лет назад, под впечатлением от спектакля, на который ходили всем классом. Долго думала, но решила все-таки перечитать ее в рамках проекта. Многое все равно стерлось из памяти, уплыли лица актеров, так ярко представляемые мной при первом чтении. К сожалению, а может и к счастью, оказалось, что все, что я помню, можно с легкостью изложить в трех предложениях, открыв суть книги. Но  мне все же хотелось погрузиться в детали, вновь создать этот мир, но уже свой, без вмешательства актеров театра. Могу уверить, что у меня это получилось, но все-таки, все же всплыл в памяти однажды поразивший меня жест "Жоры Ландыса", от которого хотелось кричать.
      Сказать что-либо по книге трудно, слова совсем не идут, но, пожалуй, сейчас, книга подействовала на меня сильнее, чем в прошлый раз. "Читала как сквозь мутные стекла: слезы застилали глаза" (Борис Васильев). Знала, что произойдет, но все же, когда "заново" узнала страшную весть, слезы потекли сами собой. Но это еще что! У меня началась истерика, когда я прочитала о реакции человека, потерявшего любимую и вдруг узнавшего, что она умерла напрасно. Тут-то мне и вспомнилась блистательная игра актера, так искренне переживавшего, пропускавшего этот образ через себя.
     Вроде как успокоилась, снова смогла отчетливо видеть страницы, а там мелькают такие слова:
"- Какой тяжелый год! 
 Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад:
- Знаете почему? Потому что он високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!
 Следующим бы тысяча девятьсот сорок первый."
     Добавлять что-то трудно, все еще нахожусь под впечатлением. Но могу ясно сказать, что эту книгу стоит прочитать. Это не любовный роман, не фантастический или юмористический рассказ, которые прочитает практически любой. Это живая книга, которая дергает за душу, вцепляясь в нее своими цепкими когтями. Ни один человек, который умеет чувствовать, не сможет бесстрастно прочитать ее и без эмоций положить обратно на полку. Сомневаюсь, что такое вообще возможно. Вспоминается спектакль, в конце которого первым в зале встал мальчик из нашего класса, от него такого вообще никто не ожидал. Что можно еще говорить об этой книге, если даже наши мальчики прослезились?





3 комментария:

  1. Увидела в ленте пост про одну из моих любимых книг и первым делом вспомнила про спектакль, который поставили в нашем драматическом театре несколько лет назад: хотела спросить, видели ли Вы его. Оказалось, что видели. Очень сильная постановка, на мой взгляд, хотя артисты возрастные для персонажей книги.
    Я первый раз читала как раз в Вашем возрасте, тогда книги ещё не было. а была публикация в журнале "Юность". Этот номер был затёрт до дыр, был только в читальном зале и постоянно был занят!
    Время тогда ещё было советское, хотя и перестройка шла, меня эта книга просто разорвала. Весь ужас государственной тоталитарной машины нами ещё слабо осознавался, а потому сюжетная линия про ошибочно арестованного отца и те последствия, которые этот арест оказал на его дочь-старшеклассницу для меня была просто шоковой.
    И образ Искры и её матери - такой комсомольский идеал моей юности.
    А вот фильм как-то не произвёл впечатления почему-то. А вот у другого известного произведения Бориса Васильева "А зори здесь тихие" равно обожаю и книгу, и её экранизацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Экранизации, к сожалению, не видела(даже стыдно как-то), но все же очень мечтаю посмотреть "А зори здесь тихие...". Мечтаю давно, а все не получается. Зато получилось прочитать книгу, а вскоре после прочтения, появился дома и ее второй экземпляр, в котором и присутствует эта повесть. Долго на нее смотрела, а все перечитать не решалась. Думаю, скоро начнет мучить вопрос о перечитывании и других произведений Бориса Васильева, а так же и чтении новых. Я даже наметила для себя некоторые его рассказы

      Удалить
  2. Анна, книга особенная, книга прекрасная, книга, которая раскрывает дух того времени. Читала ее много раз, начинала так же как Мария Сонина в журнале "Юность", благо он приходил домой по подписке. Не раз приводила героев в пример в сочинениях по литературе.
    А вот экранизация мне очень понравилась. Не так часто бывает, что режиссер передал то, что хотел сказать автор в книге. (Хотя это мое субъективное мнение)))

    ОтветитьУдалить